Система программирования Turbo Pascal




Глава 2. Знакомство с языком Турбо Паскаля


    Глава 2. Знакомство с языком Турбо Паскаля
    Знакомство с языком Турбо Паскаля Ваша первая программа Типы данных Преобразования типов и действия над ними Операторы языка Составной оператор и пустой оператор Условный оператор Операторы повтор...
    Примеры программ
    Вычисление дня недели Биоритмы Игра ним В этой главе описывается ядро Турбо Паскаля - минимальный набор средств, достаточный для написания сравнительно простых программ. В частности, рассматривают...
    Ваша первая программа
    Ваша первая программа Для знакомства с языком Турбо Паскаля попробуем составить несложную программу, осуществляющую вывод какого-либо сообщения на экран ПК. Пусть это будет фраза «Я программирую н...
    Пример 2.1
    Program My_First_Program; const Text = 'Я программирую на Турбо Паскале'; begin WriteLn(Text); end. Прежде всего проанализируем форму представления текста. В программе шесть строк. Строки программ...
    Вид экрана с окнами редактора и программы
    Вид экрана с окнами редактора и программы Двойная рамка, очерчивающая окно программы, свидетельствует о том, что именно это окно активно в данный момент. Сделаем активным окно редактора: нажмем кл...
    Типы данных
    Типы данных Структура рассмотренной программы имеет следующий вид: Program MyFirstProgram; {Раздел описаний} begin {Раздел операторов} end. Слова Program, begin и end выделяют две части программы...
    Пример 2.2
    Program Input_0utput; {Программа вводит два целых числа и выводит частное от деления 1-го на 2-е} var n1,n2 : Integer; {n1 и n2 - вводимые целые} х : Real; {x - результат} BEGIN Write( 'n1 = '); {...
    Преобразованя типов и действия над ними
    Преобразованя типов и действия над ними Как уже говорилось, тип переменной позволяет не только устанавливать длину ее внутреннего представления, но и контролировать те действия, которые выполняютс...
    Пример 2.3
    Program Code_pf_Char; {Программа читает символ с клавиатуры и выводит на экран этот символ несоответствующий ему внутренний код} var ch: Char; {В эту переменную читается символ} begin Write('Введи...
    Операторы языка
    Операторы языка С одним из наиболее часто используемых операторов языка Турбо Паскаль - оператором присваивания мы уже познакомились. Ниже рассматриваются остальные операторы языка....
    Операторы языка
    Операторы языка С одним из наиболее часто используемых операторов языка Турбо Паскаль - оператором присваивания мы уже познакомились. Ниже рассматриваются остальные операторы языка....
    Составной оператолр и пустой оператор
    Составной оператолр и пустой оператор Составной оператор - это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки - зарезервированные слова begin . . . end. Сос...
    Условный оператор
    Условный оператор Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ве...
    Пример 2.4
    Program Hex; {Программа вводит с клавиатуры целое число в диапазоне от 0 до 15, преобразует его к шестнадцатеричной системе счисления и выводит результат на экран} var n : Integer; {Вводимое число...
    Операторы повторений
    Операторы повторений В языке Турбо Паскаль имеются три различных оператора, с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программ. Счетный оператор цикла FOR имеет такую струк...
    Пример 2.5
    Program Summ_of_Integer; {Программа вводит целое положительное число N и подсчитывает сумму всех целых чисел от 1 до N} var i, n, s : Integer; begin Write('N = '); ReadLn(n); . { Вводим N} s := 0;...
    Пример 2.5 можно модифицировать так, чтобы сделать его пригодным для подсчета любых сумм - положительных и отрицательных:
    .................. s := 0; if n = 0 then for i := 1 to n do s := s + i else for i := -1 downto n do s : = s + i ; ............... Два других оператора повторений лишь проверяют условие выполнения...
    Пример 2.6
    Program EpsilpnDetect; {Программа вычисляет и выводит на экран значение "машинного эпсилон"} var epsilon: Real; begin epsilon := 1; while epsilon/2 + 1 1 do epsilon := epsilon/2 WriteLn('Машинное...
    Пример 2.7
    Program Codes_of_Chars; {Программа вводит символ и выводит на экран его код. Для завершения работы программы нужно дважды нажать Enter} var ch : Char; {Вводимый символ} const CR = 13; {Код символа...
    Оператор выбора
    Оператор выбора Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора -выражение любого порядкового...
    Пример 2.8
    Program Calc; {Программа вводит два числа в первой строке и один из знаков +, -, *, / - во второй и выводит на экран результат соответствующего арифметического действия} var operation : Char; {Зна...
    Метки и операторы перехода
    Метки и операторы перехода Можно теоретически показать, что рассмотренных операторов вполне достаточно для написания программ любой сложности. В этом отношении наличие в языке операторов перехода...
    Массивы
    Массивы Рассмотренные выше простые типы данных позволяют использовать в программе одиночные объекты - числа, символы, строки и т.п. В Турбо Паскале могут использоваться также объекты, содержащие м...
    Пример 2.9
    Program Average; {Программа создает массив из N случайных целых чисел, равномерно распределенных в диапазоне от 0 до MAX_VALUE-1, подсчитывает среднее арифметическое этих чисел, а также минимально...
    Процедуры и функции
    Процедуры и функции Процедуры и функции представляют собой важный инструмент Турбо Паскаля, позволяющий писать хорошо структурированные программы. В структурированных программах обычно легко просл...
    Взаимодействие вызывающей программы и процедуры
    Взаимодействие вызывающей программы и процедуры Для обмена информацией между основной программой и процедурой используется один или несколько параметров вызова. Как мы увидим дальше (см. гл. 8), п...
    Пример 2.10
    Program CharsConvert; {Программа вводит произвольную текстовую строку, преобразует все входящие в нее буквы в прописные и печатает результат преобразования} PROCEDURE UpString(sl : String; var s2...
    Примеры программ
    Примеры программ Мы познакомились с основными возможностями языка Турбо Паскаль. Как видите, ядро языка очень компактно и отличается простотой - именно в этом состоит главная заслуга автора Паскал...
    Вычисление дня недели
    Вычисление дня недели Случалось ли Вам мучительно вспоминать, какой именно день недели приходился на то или иное число год или два назад, или вычислять, на какой день недели в этом году приходится...
    Биоритмы
    Биоритмы Давно известно, что творческая и физическая активность человека не остается постоянной, циклически меняется, причем периодичность ее изменения приблизительно согласуется с периодом вращен...
    Игра ним
    Игра ним Ним - одна из самых старых и увлекательных математических игр. Для игры в ним необходим партнер (в ним играют вдвоем), стол и набор фишек. В качестве фишек обычно используются камешки или...
    Фишки, расположенные для игры в ним по схеме 3-4-5
    Фишки, расположенные для игры в ним по схеме 3-4-5 Правила нима просты. Игроки по очереди забирают одну или несколько фишек из любого ряда. Не разрешается за один ход брать фишки из нескольких ряд...
    Вид экрана в начале игры ним
    Вид экрана в начале игры ним Procedure Prepare; {Подготовка данных и экрана к игре} const Header0 = 'ИГРА НИМ'; Headerl = 'Вы можете взять любое число фишек из любого ряда.'; Header2 = 'Выигрывает...








Начало