Система программирования Turbo Pascal

           

Рекурсивная форма организации алгоритма обычно



Program Factorial;
{$S+} {Включаем контроль переполнения стека} 
var
n: Integer;
Function Facfn: Integer): Real; 
{Рекурсивная функция, вычисляющая n ! } 
begin {Fac}
 if n < 0 then
WriteLn ('Ошибка в задании N') 
else
if n = 0 then
Fac := 1
else Fac := n * Fac(n-l) 
end {Fac} ;
{---------------}




begin {main} repeat
ReadLn (n) ; 
WriteLn ('n!= ',Fac(n)) 
until EOF 
end {main} .
Рекурсивная форма организации алгоритма обычно выглядит изящнее итерационной и дает более компактный текст программы, но при выполнении, как правило, медленнее и может вызвать переполнение стека (при каждом входе в подпрограмму ее локальные переменные размещаются в особым образом организованной области памяти, называемой программным стеком). Переполнение стека особенно ощутимо сказывается при работе с сопроцессором: если программа использует арифметический сопроцессор, результат любой вещественной функции возвращается через аппаратный стек сопроцессора, рассчитанный всего на 8 уровней. Если, например, попытаться заменить тип REAL функции FAC (см. пример 8.5) на EXTENDED, программа перестанет работать уже при N = 8. Чтобы избежать переполнения стека сопроцессора, следует размещать промежуточные результаты во вспомогательной переменной. Вот правильный вариант примера 8.5 для работы с типом EXTENDED:
Program Factorial;
{$S+,N+,E+} {Включаем контроль Стека и работу сопроцессора} 
var
n: Integer;
Function Fac(n: Integer): extended; 
var
F: extended; {Буферная переменная для разгрузки стека сопроцессора}
{Рекурсивная функция, вычисляющая п! } 
begin {Рас} 
if n < 0 then
WriteLn ('Ошибка в задании N') else
if n = 0 then
Fac := 1 else begin
F := Fac(n-l) ; Fac := F * n end end {Fac} ;
{--------------}
begin {main} 
repeat
ReadLn (n) ;
WriteLn ('n! = ',Fac(n)) 
until EOF 
end {main} .
Рекурсивный вызов может быть косвенным. В этом случае подпрограмма обращается к себе опосредованно, путем вызова другой подпрограммы, в которой содержится обращение к первой, например:
Procedure A (i : Byte) ; 
begin
.......
В (i);
.......
end ;
Procedure В (j : Byte) ;
.......
begin
.......
A(j);
.......
end;
Если строго следовать правилу, согласно которому каждый идентификатор перед употреблением должен быть описан, то такую программную конструкцию использовать нельзя. Для того, чтобы такого рода вызовы стали возможны, вводится опережающее описание:
Procedure В(j : Byte); forward;
Procedure A(i : Byte);
begin
.......
В (i) ;
.......
end ;
Procedure В; 
begin
.......
A(j);
.......
end;
Как видим, опережающее описание заключается в том, что объявляется лишь заголовок процедуры В, а ее тело заменяется стандартной директивой FORWARD. Теперь в процедуре А можно использовать обращение к процедуре В - ведь она уже описана, точнее, известны ее формальные параметры, и компилятор может правильным образом организовать ее вызов. Обратите внимание: тело процедуры В начинается заголовком, в котором уже не указываются описанные ранее формальные параметры.

Содержание раздела